пятница, 2 сентября 2022 г.

Основные подходы к определению понятия "информация"

Цель - освоить:
  • общие представления и подходы к описанию понятия «информация»; 
  • системные представления об окружающей действительности; 
  • навыки работы с объектами операционной системы для создания собственной информационной среды.

Основные понятия: информатика, информация, информационный подход.

  Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 класса. Вспомним определение: информатика - это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.
Итак, нам даны два определения:
1) информатика - это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;
2) информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
- Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?

В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация - это понятие, обо­значающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация - это абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе - она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях. Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.

Коммуникативная концепция понятия «информация» явля­ется самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Профессор В.И.Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность - это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей - знаков. Встречные взаимоактуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
Представим ситуацию: встретились два человека, один - строитель, другой - заказчик, желающий построить себе дом. Для строителя дом вызывает определенные ассоциации. А заказчик уже представил дом свой мечты.
И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга. Используем одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника возникает не тот образ, который есть у меня.
Поэтому коммуникативный аспект рассмотрения информации можно отнести, по определению Л.В.Высоцкого, к бытовым, житейским понятиям. В бытовом представлении информация есть знания, сведения, сообщения и т.д. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века. Интересными являются определения, данные в словаре С.И.Ожегова, где информация определяется как сведения об окружающем мире; сообщения о положении дел, состоянии чего-либо. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления?
Это означает, что мы используем понятия не по назначению.
   
Другой популярной концепцией, только уже в научных кругах, является функциональная концепция  информации. В рамках данной концепции информация стала определяться как форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. Т.Г.Лешкевич отмечает, что «в данном контексте информация интерпретируется как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления». Самоорганизующаяся система - это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную определенность, осуществлять целенаправленное (программное) функционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменения своих программ и способов функционирования).
При данном подходе информация тесно связана с понятием «сигнал». Говоря о самоорганизующихся системах, следует отметить единство законов для биологических, технических и социальных систем, но в отношении понятия «информация» существуют ограничения в использовании ее в кибернетических системах, не достигших уровня психического развития. В этом случае информация и сигнал слиты воедино. Система, обладающая способностью психического управления, выделяет информацию из сигнала. Сигнал выступает в качестве формы, а информация является содержанием. В конечном счете для самоорганизующихся систем важным является содержание сообщения, хотя физические свойства носителя информации накладывают определенные ограничения на отображение действительности и адекватное управление ею.

Атрибутивная концепция использует более широкое понятие, понимая информацию как «отражение разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой, так и в неживой природе». При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени.  Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. И соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех ее уровнях. Можно условно выделить три уровня:
  • потенциальную информацию как форму отражения в неорганической природе, или элементарные уровни отражения;
  • информацию как активно используемое отражение, то есть биологическую форму отражения;
  • информацию как целенаправленно используемое активное отражение, или социально-психическую форму отражения сознания, связанное с мышлением человека.

Выводы
Информатика - это наука о закономерностях протекания ин­формационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации данных информационных процессов.
Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атри­бутивный.